главная  |  карта сайта   |  банковское дело   |  банковская система РФ   |  безопасность кредитования   |  лекции 
         Общие сведения
         Расчетно-кассовое обсл.
         Кредитование физ. лиц
         Кредитование юр.лиц
         Дополнительные услуги
         Пластиковые карты
         Создание банка
         Коэффициенты
         Формула Дюпона
         ФЗ- 115

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ - ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ЦБ РФНекоторые функции центрального банка (монопольная эмиссия кредитных билетов, «банк банков») в России впервые начал выполнять
созданный в 1860 г. Государственный банк России

Он находился в прямом подчинении министра финансов и наряду с функциями центрального банка выполнял функции коммерческого банка

После национализации коммерческих банков в 1917 г. и их слияния с Государственным банком России последний был переименован в Народный
банк РСФСР и передан в ведение Наркомфина.
В 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен, а право денежной эмиссии передано Наркомфину

В 1921 г. был создан Государственный банк РСФСР, который в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР, находящийся в
прямом подчинении Правительства

 

Госбанк СССР до банковской реформы 1987 г. являлся единым эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны, выполняя, в отличие
от центральных банков промышленно развитых стран, функции, присущие как центральному, так и коммерческим, инвестиционным, сберегательным
и другим банкам.

С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданы государственным специализированным банкам.
Госбанк СССР осуществлял монопольную эмиссию наличных денег, централизованное плановое управление денежно-кредитной системой, контроль за всеми основными направлениями деятельности государственных специализированных банков, организацию расчетов между ними, кассовое исполнение бюджета.

При этом сохранялись государственная монополия банковского дела и строгая централизация управления кредитом.
Госбанк СССР разрабатывал сводные кредитные планы и планы распределения ресурсов и кредитных вложений по банкам, устанавливал предельные размеры процентной ставки специали­зированных банков, участвовал в определении состава объектов кредитования, условий выдачи и погашения кредитов, мер кредитного воздействия на ссудозаемщиков.


Центральный банк в Российской Федерации был создан после обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а в апреле 1995 г. - в Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 26 апреля 1995 г.
«О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а также Федеральным законом от 3 февраля 1996 г.
«О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»


Уставный капитал и иное имущество Банка России (ЦБ РФ, ЦБР) являются федеральной собственностью.
Однако хотя Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ - юридическое лицо, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банка.

Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение.

ЦБ РФ подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
В то же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель банка или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и ми­нистр экономики или их заместители участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

В частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бу­маг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, Банка России, а также министр финансов и министр экономики, представители кредитных организаций и эксперты. Председателем Совета является Председатель ЦБ РФ.

Национальный банковский совет регулярно рассматривает концепцию совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела

 

 


Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБР.

Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБР.

Территориальные учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать
гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров

Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган - Совет директоров.

В этот коллегиальный орган входит Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе.

Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления единой государственной денежно-кредитной политики

Совет директоров ЦБ устанавливает экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных денег из обращения.

 

Основные цели, функции и операции ЦБ РФ. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. определяет три основные цели его деятельности.

Их достижение осуществляется путем выполнения функций Банка России.

 

Первая цель - защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) и организует их обращение. В отличие от промышленно развитых стран, удельный вес наличных денег в России очень велик - около 37% всей денежной массы, и поэтому эмиссионная функция ЦБР имеет особенно большое значение.

Контроль за ростом денежной базы в широком определении, более 70% которой составляют наличные деньги в обращении, является важнейшей составляющей регулирования Банком России денежной массы. На защиту и обеспечение устойчивости рубля направлена проводимая Банком России единая государственная денежно-кредитная политика.

Ежегодно не позднее 1 декабря ЦБ РФ представляет в Государственную Думу основные направления на предстоящий год.
В направлениях даются анализ состояния и прогноз развития экономики России, основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Исходя из основных направлений денежно-кредитной политики, Банк России устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы на таком уровне, чтобы обеспечить экономику деньгами в количестве, соответствующем выполнению официально сформулированных целей по инфляции и производству реального ВВП.


Для достижения установленных ориентиров денежно-кредитной политики Банк России может использовать различные инструменты: изменение нормативов обязательных резервов, депонируемых в ЦБР (резервных требований); изменение про­центных ставок по своим операциям; операции на открытом рынке; валютное регулирование.

В исключительных случаях и только после консультации с Правительством ЦБР может применять прямые количественные ограничения кредитов (например, лимиты на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).

Так же как и центральные банки в подавляющем большинстве стран мира, Банк России с 1991 г. использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как изменение нормы обязательных резервов.

В апреле 1991 г. они были установлены на уровне 2% для всех видов вкладов, в первой половине 1992 г. нормативы обязательных резервов были резко увеличены, причем были установлены различные нормы по вкладам до востребования (20%) и срочным вкладам (15%). Дальнейшее дифференцирование нормативов происходило в 1995 г.

В последующие годы нормы резервных требований многократно изменялись как в сторону повышения, так и в сторону снижения и т.д.

 

Важным инструментом денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок по операциям Банк России.
Начиная с 1993 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ изменялась как минимум несколько раз в год, а в отдельные периоды с интервалом в одну - две недели.

Максимальный уровень ставки рефинансирования в 1991 г. достигал 20%, в 1992 г. - 80%, в 1993 г. - 210%. С мая 1995 г. до ноября 1997 г. ставка снижалась 13 раз, достигнув 21%. В ноябре 1997 г. она вновь была повышена до 28%. После августа 1998 г. ставка рефинансирования постепенно снижалась и в 2008 году достигла 10%.


Кроме ставки рефинансирования ЦБР устанавливает ставки по ломбардным кредитам, операциям типа репо, депозитным операциям.
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.


Быстрое развитие рынка государственных ценных бумаг в России в 1993 - 1995 гг. создало предпосылки для активного использования операций на открытом рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу.
Так, покупка ЦБР государственных ценных бумаг у коммерческих банков внесла значительный вклад в преодоление кризиса рынка межбанковских кредитов в августе 1995 г.

С 1995 г. операции Банка России на вторичном рынке ГКО-ОФЗ стали главной определяющей роста денежной базы.
Достаточно сказать, что в конце 1995 г. с этими операциями было связано около 80% прироста денежной базы (в широком определении), в конце 1996 г. — около 82%, а в середине 1997 г. — 135% по сравнению с 1% в начале 1995 г.

С августа 1998 г. объем операций на открытом рынке резко сократился в результате реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам со сроком погашения до 31 декабря 1999 г.


Важное направление денежно-кредитной политики Банка России - валютная политика.

ЦБ РФ активно использует обменный курс рубля в качестве инструмента регулирования денеж­ного обращения и уровня инфляции.
Покупая и продавая доллары США за рубли, ЦБ РФ оказывает воздействие как на объем рублевой массы, так и на валютный курс рубля.


Большое значение для обеспечения стабильности валютного курса рубля имеет определение его режима. В 1990-е гг. Банк России несколько раз менял режим валютного курса.

До середины 1992 г. ЦБР фиксировал различные курсы по отдельным операциям (режим множественности валютных курсов), с июля 1992 г. был введен режим «плавающего» валютного курса, официальный курс стал устанавливаться на уровне курса ММБВ (во вторник и четверг).

С середины 1995 г. ЦБР устанавливает пределы изменения валютного курса в виде «валютного коридора».

Введение режима «валютного коридора» позволило, во-первых, уменьшить валютные риски, в значительной мере определяющие уровень и динамику инфляционных ожиданий, и, во-вторых, сочетать преимущества гибкости «плавающего» ва­лютного курса с определенностью режима фиксированного курса.

Не случайно режим «валютного коридора» называют как режимом «управляемого плавания», так и режимом «мягкой фиксации».
«Валютный коридор» был установлен достаточно широким, чтобы обеспечивалось соответствие движения курса реальному соотношению рыночного спроса и предложения на
иностранную валюту (нижняя граница «коридора» была установлена на уровне 4550 руб., а верхняя - 5150 руб. за 1 долл. США)

Благодаря этому удавалось избегать разогрева спекулятивных ожиданий и одновременно вносить предсказуемость в динамику курса рубля, сглаживать влияние на курс резких
колебаний спроса и предложения на иностранную валюту

 

 

© 2012